Hide/Show Panels Hide/Show Panels
Навигация
Домой
Фото
Статьи
Загрузки
Форум
Ссылки
Связь
Поиск
Карта сайта
Гость
Имя

Пароль



Вы можете пройти регистрацию

восстановить
пароль.
Поиск
Что искать


Где искать
Статьи
Новости
Форум
загрузки
Ссылки
Голосование
погода
Станция Обозерская
Административно Обозерская относится к Плесецкому району Архангельской области.Сам поселок городского типа расположен близ северо-восточного берега Обозера. Среди специалистов за ним закрепилась репутация загадочного объекта природы. Воды озера временами уходят по трещинам в подземные полости,а затем "вытекают" в ином месте. Природа этого явления любопытна,но до конца не изучена.
Из Обозера берет начало Ваймуга,очень красивая таежная река. Бытует мнение,что ее берега были обжиты новгородцами еще в период известного продвижения русского человека на Север. Однако заселяться эти места начали гораздо раньше,в эпоху неолита,причем на археологических картах района отмечены несколько стоянок древнего человека финно-угорской этнографической семьи.

Еще несколько малоизвестных фактов,связанных с Обозерской. В августе 1912 года,после полета на аэростате,здесь приземлился отважный русский летчик,основоположник высшего пилотажа П.Н.Нестеров. Другой момент связан с делами военными. Оказывается,сразу по окончании Великой Отечественной на Обозерскую потянулись эшелоны с трофейными боеприпасами немецкой, итальянской, румынской и японской армий: авиабомбы, снаряды, мины, в том числе и с химической начинкой. Сюда же свезли и большое количество баллонов с боевыми отравляющими газами. Местные склады считались одним из крупнейших хранилищ химического оружия в стране. Осенью 1950-го,когда в Обозерскую нагрянула министерская комиссия от маршала Родиона Малиновского и неожиданно выяснила, что несколько тысяч зарядов "не соответствует стандартам безопасности",их от греха подальше решили затопить. В частности, на дно Белого и Баренцева морей "выгрузили" несколько эшелонов со снарядами. Около 200 тонн авиабомб с ипритом и люизитом переправили на Балтику.

Сегодня эту страницу своего прошлого местные старожилы живописуют с леденящими душу подробностями. День и ночь грузились товарные эшелоны, затем составы с опасным грузом уходили под усиленной охраной.
Но с последним вагоном трофейной отравы военный пунктир в летописи Обозерской не потерялся. В здешней тайге наша армия успешно прятала не только свои секретные склады,но и множество иных "объектов стратегического значения". Более всего их возникло в связи с известным проектом "Ангара", который предполагал создание Плесецкого ракетно-космического комплекса. Конечно, работы эти не афишировали, но и скрыть от местных жителей такую грандиозную стройку было невозможно.

Через годы и войны

В поселке есть известковый заводик,который черпает сырье из местного карьера,есть мелкие учреждения и конторки,но главное,чем живет Обозерская, - железнодорожный узел. Здесь от основного ствола Северной дороги уходит ветка на запад, в Карелию.

Станция очень старая,скоро ей уже век будет,и своим появлением она обязана Первой мировой войне,когда по необходимости железную дорогу из центра России решили протянуть до портовых причалов Архангельска.Первые сооружения той, николаевской, железнодорожной станции уже не сохранились, но, как автору поведали старожилы, некоторые ее тупички и пакгаузы использовались даже в пятидесятые годы. Когда затянувшаяся бойня с германцем перешла в революцию и Гражданскую войну, Обозерскую надолго размежевала линия противостояния "белых" и "красных". Фронт здесь держался очень долго: те и другие ожесточенно упорствовали. Первый же красноармейский бронепоезд,ч то прикатил в Архангельск вдогонку уходящим пароходам генерала Миллера, поднимал пар как раз на Обозерской.

В нынешнем облике станции трудно отыскать своеобразные черты: после войны на Северной железной дороге все они отстраивались по типовым проектам,но здание деревянного вокзала,напоминающее теремок с крутыми крышами,здесь чудом сохранилось. За эти годы оно будто впитало в себя цвет и запах угольной гари еще от паровозов.


В истории поселка предвоенного времени обращает на себя внимание трагическая причастность Обозерской к событиям периода сталинских репрессий. Не так давно прямо на станции,буквально в нескольких метрах от перрона,появилась небольшая рубленая часовенка. Из окна вагона ее может увидеть всякий пассажир. Установлена же она в память о тысячах безвинно погибших строителей железной дороги на Беломорск.

Станция за свою историю несколько раз "перестраивалась": ее укрупняли,переводили в разряд сортировочных,затем она снова стала участковой. Несколько лет назад ее пути удлинили, и теперь Обозерская способна принимать на них составы не из 80 условных вагонов, а из 200.

Недалеко от северных стрелок станции памятным знаком отмечен "40-тысячный километр электрификации железных дорог России".


Автор - Олег Химаныч.Из газеты "Корабельная сторона".
Опубликовал oleg Август 11 2008 15:03:22 · 0 Комментариев · 1772 Прочтений · Для печати
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.